No Image

Что такое процентный барьер

СОДЕРЖАНИЕ
3 просмотров
17 ноября 2019

Виды избирательных барьеров

Во всех избирательных системах существуют избирательные барьеры (пороги) представительства: то есть минимальный уровень поддержки, который необходим партии, чтобы получить представительство в законодательных органах. Барьеры могут быть установлены законом (формальный барьер) или существовать как математическое следствие избирательной системы (действительные или естественные барьеры).

Формальные барьеры (пороги) прописаны в конституционных или законодательных постановлениях, которые определяют пропорциональную систему.

Впервые избирательный бартер был введен Федеральным законом про выборы в ФРГ после Второй мировой войны. Этот принцип изначально был введен в Германии из стремления ограничить избрание представителей экстремистских( профашистских) партий , а в дальнейшем к нему вернулись с целью препятствования представительству в законодательных органах слишком маленьких партий. Введение избирательного барьера было обусловлено негативным опытом Веймарской Республики (1918-1933 гг.), в которой действовала пропорциональная система выборов, но при этом отсутствовал процентный барьер. Вследствие этого в рейхстаге (парламенте) Веймарской Республики было представлено множество мелких партий (в 1928 г. – 15), что затрудняло процесс образования правительственных коалиций и стабильную работу парламента и правительства. В результате за 15 лет существования Веймарской Республики сменилось 20 правительств. Три из них просуществовали лишь около 50 дней. Отсутствие процентного барьера было одним из факторов, затрудняющих функционирование политической системы, что в конечном итоге привело к ее краху.

Этот опыт был учтен в современном избирательном законодательстве ФРГ. С 1949 г. на выборах в бундестаг для немецких политических партий установлен 5% барьер (одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе, другая половина по пропорциональной),(как и в сегодняшней России).

Появление 5% заградительного барьера была обусловлена конкретно историческими условиями в Германии и политической ситуацией в послевоенные время, которая заключалась в том, что после поражения фашистского режима при перестройке нового государственного строя возникла необходимость предотвращать возможность любых попыток остатков радикально направленных сил прийти к власти, направить Германию на недемократический путь развития . Следовательно, введение заградительного барьера стало одним из мероприятий в этом направлении. Хотя это означало, что на выборах в Бундестаг около 1,8 млн. избирателей могут быть не представленными в парламенте .

В последующем этот институт был использован для формирования политической монополии на демократическое представительство интересов народа. Анализ партийной системы ФРГ за последние несколько десятков лет свидетельствует о том , что с 1949 г. происходило стремительное сужение партийного спектра. Такая ситуация приводит к серьезным проблемам при образовании любой новой партии ,претендующей на участие в реальной политике, что является крайне выгодным моментом для основных участников в борьбе за политическую власть .В результате количество политических партий в парламенте страны сократилось до трех. [77]

Таблица 4-2. Избирательные барьеры , применяемые в избирательных системах европейских стран.[78]

Читайте также:

  1. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 1 страница
  2. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 2 страница
  3. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 3 страница
  4. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 4 страница
  5. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 5 страница
  6. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 6 страница
  7. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая сущность пограничных состояний. 7 страница
  8. Барьеры в общении как факторы депривации психологической близости
  9. Внутренние и внешние барьеры
  10. ЗА ЗВУКОВЫМ БАРЬЕРОМ
СтранаБарьер для отдельных партийБарьер для партийных блоков
Албания[79]2.5%4%
Аргентина[80]3%
Австрия4%
Бельгия5%
Босния и Герцеговина3%
Болгария4%
Хорватия5%
Кипр1/56 ≈ 1,79%5% (для Северного Кипра)
Чешская Республика5%
Эстония5%
Дания2%
Германия5% (или выиграть в трех округах)
Грузия5%7% (на региональных выборах)
Греция3%
Венгрия5%10% для двухпартийных блоков, 15% для многопартийных блоков)
Исландия5%
Израиль2%
Италия4% (на национальном уровне), 8% (на региональном уровне)
Латвия5%
Лихтенштейн8%
Литва5%7% для партийных блоков
Молдова5%3% (беспартийных), 12% (партийных блоков)
Черногория3%
Нидерланды1/150 = 0,6 % (общее число голосов, разделённое на число мест в палате, избираемой по пропорциональной системе).
Норвегия4% (только для компенсационных мест)
Польша5%8%
Румыния5%10%
Россия7%
Сан-Марино3.5%
Швеция4%
Сербия5%
Словакия5%7% для двусторонних блоков, 10% — для многосторонних блоков
Словения4%
Турция10%
Украина5%

Процесс введения избирательных процентных барьеров проходил в различных странах не всегда гладко. Примером тому могут служить множество судебных процессов, рассматривающих законность введения избирательных процентных барьеров в конкретной стране. Уровень избирательных барьеров не является числом постоянным. В последние годы наметилась тенденция на его повышение .Так в Израиле в 1992 г. для выборов кнессета барьер повышен с 1 до 1,5 %, с 2003 г. до 2 %. В Латвии с 1995 г. повышен на выборах сейма с 4 до 5 % (сохранён в 2002 г. Конституционным судом. На Украине с 2006 г. барьер на выборах в Верховную Раду снижен с 4 до 3 %. Выборы 2012 года пройдут с пятипроцентным барьером.

Читайте также:  Антикан свечи инструкция по применению

В России с 2007 г. барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 до 7 %, . На следующих выборах барьер вновь составит 5%.

Возможна дифференциация процентного барьера, т.е. процентный барьер может быть различным для отдельных партий и их блоков (Италия, Литва, Венгрия, Польша). Возможно освобождение от процентного барьера для отдельных партий, как ,например, в Германии для партий национальных меньшинств .

Естественно есть и такие страны, — такие, как Португалия, Южная Африка, Финляндия, Республика Македония у которых в избирательном законодательстве избирательный барьер не предусмотрен .

Примером страны которая имеет более одного порога может служить Германия. На общенациональных выборах установлен 5% барьер, но можно получить мандат при выигрыше в трех округах.

Величина барьера существенно влияет на состав участников избирательного процесса , которые будут допущены к распределению мест. Чем выше барьер, тем меньше претендентов на места, но тем они и сильнее. Его назначение — снижение фрагментации на парламентском уровне. Оно реализуется посредством «отсечения» малых партий, которые не набрали достаточного количества голосов, от распределения мест.

Заградительный барьер, как и размер избирательного округа (то есть число распределяемых в округе мандатов) , методика распределения мандатов между списками[81], а также тип партийного списка являются основными параметрами пропорциональной системы. Вариации этих параметров создают огромное разнообразие избирательных систем. Хотя все эти системы относятся к одному семейству и имеют много сходных черт, различия между ними могут быть довольно существенными.

Действительный или естественный барьер

Действительный или естественный барьер (порог) создается как математический побочный продукт характерных свойств избирательной системы. [82]

Одно из главных достоинств пропорциональной системы состоит в том, что она обеспечивает представительство широкого круга политических позиций избирателей через выражающие эти позиции политические партии. В связи с этим важное значение имеют показатели, демонстрирующие, какова минимальная доля избирателей, которая может быть представлена при том или ином варианте избирательной системы.

К таковым показателям относятся пороги включения (представительности) и исключения. Порог включения – доля голосов, не набрав которой партия не имеет возможности получить хотя бы один мандат; порог исключения – доля голосов, набрав которую партия обеспечивает себе как минимум один мандат[83]. Иными словами, порог включения – доля голосов, которая обеспечивает партии мандат при самом благоприятном раскладе, а порог исключения – доля голосов, которая позволяет партии получить мандат при самом неблагоприятном раскладе.

Для ситуации, когда закон не устанавливает никакого заградительного барьера пороги включения и исключения зависят от размера избирательного округа (m), методики распределения мандатов, а также числа партий (n), участвующих в выборах (в данном округе)[84]. Формулы порогов включения и исключения для основных методов распределения мандатов[85] (при условии, что число партий не больше размера округа) представлены в таблице 1.

Таблица 4-3 .Формулы порогов включения и исключения для основных методов пропорционального распределения мандатов

МетодПорог включенияПорог исключения
Хэйра-Нимейера1/(m*n)(n–1)/(m*n)
Д’Ондта1/(m+n–1)1/(m+1)
Сент-Лагюе1/(2m+n–2)1/(2m–n+2)
Датский1/(3m+n–3)1/(3m–2n+3)

Примечание:формулы для порога исключения верны при условии m > n–1.

На основании этих данных можно определить абсолютные значения порогов включения и исключения, то есть значения, зависящие только от параметров избирательной системы. Для порога включения – это минимальное значение, и оно у всех методов при стремлении числа партий к бесконечности стремится к нулю. Для порога исключения – это максимальное значение, и оно у данных методов равно 1/(m+1).

Таким образом, абсолютные значения порогов включения и исключения у обсуждаемых методов практически одинаковы. Однако в реальных, а не в предельных условиях различия между методами весьма существенны. В таблице 2 приведены значения порогов для случая 18-мандатных округов и шести участвующих в выборах партий. Пример . выборы в Рязанскую областную Думу в 2010 году

Таблица 4-4. Значения порогов включения и исключения на примере выборов в Рязанскую областную Думу в 2010 году

Методразмер округа
число партий
Хэйра-Нимейерапорог включения0.93%
порог исключения4.63%
Д’Ондтапорог включения4.34%
порог исключения5.26%
Сент-Лагюепорог включения2.50%
порог исключения3.13%
Датскийпорог включения1.75%
порог исключения2.22%
Читайте также:  После мсг болит живот

Как видно из таблицы, самые высокие значения обоих порогов – у метода д’Ондта. Метод Хэйра-Нимейера имеет самые низкие значения порога включения, однако порог исключения у этого метода выше, чем у датского метода и метода Сент-Лагюе. Самые низкие значения порога исключения – у датского метода.

Следует также отметить, что у трех методов делителей (д’Ондта, Сент-Лагюе и датского) разрыв между двумя порогами невелик, особенно при больших размерах округов и небольшом числе партий. В отличие от этих методов, метод квот Хэйра-Нимейера характеризуется довольно значительным разрывом между порогами включения и исключения.

Введение заградительного барьера изменяет ситуацию с порогами. Если барьер выше порога исключения, то именно величина барьера становится одновременно и порогом включения, и порогом исключения. Если барьер выше порога включения, но ниже порога исключения, то значение порога исключения не меняется, а порог включения становится равным барьеру. В то же время, если заградительный барьер ниже порога включения, то значения порогов не меняются.

Таким образом, заградительный барьер имеет смысл вводить тогда, когда пороги включения и исключения имеют низкие значения, то есть тогда, когда мандаты распределяются в больших избирательных округах. Не случайно заградительные барьеры установлены практически во всех странах, где пропорциональная система применяется в округах большой величины, а в странах, где используются округа с небольшим числом мандатов, они зачастую не устанавливаются..

Цель введения заградительного барьера.[86]

1. Для ограничения допуска в парламент экстремистских ( профашистских) партий. К сожалению, сегодня , при наличии социальных предпосылок, экстремистские партии могут получать серьезную поддержку электората и способны преодолевать очень высокие барьеры. Хрестоматийным примером служит ситуация с выборами в Турции -2002 года с 10% барьером.

2. Для ограничения допуска в парламент партий, получающих поддержку избирателей на уровне «шума», т.е. факторов, вносящих искажения в результаты выборов. Речь в данном случае идет не о «случайных ошибках»: часть избирателей может по ошибке поставить знак не в тот квадрат, часть может голосовать наобум, часть может сделать выбор на основе случайных факторов. Ни в коем случае нельзя впрямую сопоставлять с числом недействительных бюллетеней.

3. Для ограничения чрезмерного влияния малых партий на принятие парламентом решений, в том числе на формирование правительства.

4. Для предотвращения чрезмерного фракционного дробления депутатского корпуса.

5. Для обеспечения всем партиям представленным в парламенте, возможность иметь работоспособные фракции.

6. Для укрупнению партий или, по крайней мере, их блокированию на выборах

Но сами по себе эти ситуации не могут служить основанием для введения заградительного барьера.

В противовес положительным моментам ввода заградительного барьера необходимо отметить , что это приводит к некоторому ограничению пропорциональности представительства и фактически – к ограничению прав граждан на представительство в парламенте. Завышенный барьер может привести к еще одному негативному явлению по ограничению пропорциональности представительства: партия, за которую проголосовало меньше половины избирателей, получает большинство мандатов благодаря отсечению от участия в распределении мандатов партий, в сумме имеющих значительную поддержку избирателей. Тем самым решения, принимаемые большинством депутатов парламента, могут не отражать волю большинства избирателей.

Можно сделать вывод. С правовой точки зрения заградительный барьер является существенным ограничением прав граждан и потому он может считаться допустимым лишь в той мере, в какой он позволяет решать задачу по обеспечению конституционно защищаемых ценностей. Иными словами, нужно, исходя из принципа разумной достаточности, установить такой размер барьера, при котором он выполнял бы свое конституционно-правовое предназначение. Увеличение барьера сверх этого размера будет чрезмерным, поскольку оно усиливает ограничения без дополнительного усиления его защитной функции.

Обратимся к выборам в Государственную Думу. Вспомним, что в 1995 году в этих выборах участвовали 43 списка. Если бы в такой ситуации не было заградительного барьера, порог исключения составил бы (при распределении 225 мандатов и при использовании метода Хэйра-Нимейера) 0,43%, а порог включения – всего 0,01%. Это – в теории. А на практике распределение мандатов по итогам тогдашнего голосования между всеми участниками выборов привело бы к тому, что по одному мандату получили бы лидеры 10 списков, чья поддержка составляла от 0,19 до 0,57% (и еще 10 списков с поддержкой от 0,62 до 1,94% получили бы от 2 до 5 мандатов). Итого – более 40 депутатов, реально избирателей не представляющих. [87] О какой пропорциональности может идти речь.

Проблема однако в том, что из подобных рассуждений невозможно определить, каков должен быть барьер для отсечения таких партий. Наиболее обоснованными можно считать доводы, связанные с тем, что заградительный барьер призван повысить работоспособность парламента. Так, немецкий правовед Майер считает, что защита функциональной способности парламента – это настолько большая ценность, что ее можно рассматривать как оправдывающую причину для нарушения принципа равенства выборов[88]. На необходимость обеспечить нормальное функционирование парламента ссылался и Конституционный Суд РФ, сделавший в своем Постановлении от 17 ноября 1998 года № 26-П[89] вывод о соответствии заградительного барьера российской Конституции.

Читайте также:  Бакпосев мочи инвитро

В любом случае обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но учитывая, что 5%-ный барьер является бóльшим ограничением, чем 3- или 4%-ный, представляется более целесообразным установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности.

Принято считать, что выбор избирательной системы и ее отдельных элементов – это вопрос не права, а политической целесообразности. Однако, как отмечает В.В. Лапаева, любое законодательное решение, сколь бы ни были значимы его политические последствия, должно быть прежде всего правовым и потому оно должно, с одной стороны, соответствовать правовым принципам, закрепленным в Конституции, а с другой стороны, должно ориентироваться на достижение общего блага[90].

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 138 | Нарушение авторских прав

  • Проце́нтный барьер или электоральный барьер — доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест. Чаще всего — около 5 %. Сокращает пропорциональность представительства. Обоснование — недопущение фрагментации парламента и обеспечение стабильного большинства.

ПАСЕ рекомендует устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3 %

Связанные понятия

Для информации о британской театральной постановке 2015 года, см. Голосование (спектакль).Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчета голосов членов группы.

За свою историю Швеция прошла путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан. Теперь это конституционная монархия. Глава государства — король Карл XVI Густав – политических полномочий не имеет, выполняет церемониальные функции. Законодательная власть принадлежит парламенту (риксдагу), который избирают каждые четыре года всеобщим голосованием. Риксдаг назначает премьер-министра, который формирует правительство.

Барьер — все рабочие промокоды на скидку Барьер в категории Дом и дача

Государственная дума — Данная статья о современной Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации. В Википедии есть также статья о Государственной думе Российской империи. См. также Государственная дума (значения) Государственная дума Федеральное… … Википедия

Московская областная дума — Московская областная дума … Википедия

Государственная Дума РФ: цифры и факты — 23 мая 2008 года состоится тысячное пленарное заседание Госдумы. Оно начнется с поздравления парламентариев и вручения государственных наград. В новейшей истории России первые выборы в Госдуму прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Процедура выборов в парламент Израиля — Высший законодательный орган Израиля Кнессет. Израильский парламент является однопалатным и состоит из 120 депутатов. Процедура выборов в Кнессет регламентируется двумя основными законами: Основной закон о Кнессете от 1958 года и Закон о выборах… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Порядок и история выборов в парламент Грузии — Деятельность парламента Грузии и порядок парламентских выборов регулируются Конституцией Грузии (принята 24 августа 1995 года) и Избирательным кодексом Грузии (принят 2 августа 2001 года). В связи с принятием кодекса, ранее действовавший закон… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пропорциональная избирательная система — Пропорциональная избирательная система одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками… … Википедия

Выборы в Московскую городскую думу (2009) — ← 2005 2014 → Выборы в Московскую городскую думу Выборы в Московскую городскую думу V созыва 11 октября 2009 года … Википедия

Московская городская дума — Московская городская дума … Википедия

Выборы в Госдуму Федерального Собрания — 21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин издал Указ номер 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым предписывалось "прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Проходной ценз — Процентный барьер доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест. Чаще всего около 5 %. Сокращает пропорциональность представительства. Обоснование недопущение фрагментации парламента и… … Википедия

Комментировать
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
No Image Венерология
0 комментариев
Adblock detector